В последние годы Москву, а затем и другие крупные города России и
Украины, захлестнула мода на посещение различных танцевальных кружков
для взрослых. Танго, контактная импровизация, восточные танцы,
рок-н-ролл, стрипданс, клубная латина (сальса, хастл, меренге, бачата)
и т.д. — разные ритмы, разные идеологии, но все же один социальный
феномен. Немало среди занимающихся и сетевиков, как, впрочем, и
бизнесменов-"классиков", офисных менеджеров, домохозяек. Не об этом
сегодня речь. В одном бизнес-журнале на глаза попалась статья — попытка
рассмотреть современный городской танец именно как социальный феномен.
Пролистывая статью, я вдруг осознал, что эти "социальные танцы" имеют с
MLM немало общего. Судите сами.
"Встретила
вчера на улице подругу — выглядела она на все сто. Оказалось, скоро
выходит замуж, да и ребенок на подходе. На вопрос, где нашла мужа,
недоуменно воскликнула: "Ну как же? Помнишь, ты к нам приходила?" И еще
несколько подобных историй о внешнем и внутреннем преображении подруг,
о которых автор произносит: "Бог мой, ты еще недавно стеснялась
спросить, как пройти к метро".
Если бы после такого вступления
последовало уточнение о преображении подруг после нескольких месяцев в
Сетевом Маркетинге, у большинства из нас это не вызвало бы удивления.
Но речь о нескольких месяцах в танцшколе. Кроме решения проблем с
коммуникацией — межличностной и социальной — есть и другие параллели.
Как вам, например, такой пассаж:
"Любой танцкружок подобен
секте. Он засасывает. Становится альтернативой повседневной жизни,
твоей маленькой тайной. Новые люди разделяют твои новые убеждения. Ты
знакомишься с идеологией выбранного танца, погружаешься в его
субкультуру".
Ничего не напоминает? Ведь именно так для многих
из нас начинался бизнес в MLM, особенно в прежние годы, когда Сетевой
Маркетинг и Прямые продажи менее адекватно воспринимались большинством
в нашем "до-MLMском" окружении.
Можно продолжить аналогии.
Сравнение некоторых стилей и направлений в современных танцах очень
напоминает различия в "стилях" ведения бизнеса в MLM. "Танго и
контактная импровизация — это как черное и белое. Человек, танцующий
танго, в ужасе отшатнется при виде "контактников": их танец без правил
и иногда без музыки его шокирует. "Контактник" же, приемлющий все виды
танцев, лишь усмехнется, если предложить ему зайти на милонгу
(танго-вечеринку). Но при всех различиях оба эти вида движения прямиком
ведут к одному…"
Итак, стиль первый.
"MLM-ТАНГО"
"Занимаясь
долго, люди становятся раскованными, начинают слышать музыку, у них
появляется эйфория и… привыкание. Тангеры могут бросать танцы, но
всегда возвращаются, пусть и через несколько лет. Они приходят сюда, в
танго-квартиру, как в масонский клуб. Многие в школе танго уже
переженились и родили детей. Сам учитель танца нашел себе жену на
милонге. С танго-фанатами нельзя говорить ни о каких других танцах —
они хотя и сдерживают себя, но сердятся. Ей-богу, как сектанты.
Впрочем, их можно понять: танго дало им все".
Когда видишь
опытных тангеро, кажется, что главное в этом танце расслабиться, и
следовать музыке. Это и, правда, — самое главное и самое сложное.
Большинство приходят зажатыми и закрепощенными, и первое, чему их учат
- расслабляться и следовать. Выглядеть, как опытные танцоры сложно, но
этому способствует и стиль одежды для танца и, главное, то, что "в
танго есть миллион подсказок, которые оказываются жесткими правилами".
Я
думаю, не только у меня возникают ассоциации с известным почти всем и
наиболее старым в экс-СССР "MLM-стилем". "Эйфория и привыкание",
эмоционально сильная приверженность направлению танца (читай -
компании), внимание к деталям, жесткие правила и "делай все в точности,
как учитель (спонсор)". Кроме "основоположника" (в российских условиях)
этого стиля — компании Herbalife, думаю, многие из вас с ходу назовут
еще несколько известных "компаний в стиле танго".
Я бы еще
отметил, что этот стиль ориентирован на "продажи": в танце это —
"продажа" образа зрителю, требования к внешней четкой эстетике танца, в
бизнесе — непосредственные продажи товара или услуги, а также именно
"продажа", а не предложение самого бизнеса, или бизнес-возможности.
Еще
одно одна общая подмеченная черта танго-танца и танго-бизнеса. "Бывает,
люди с хорошими данными уходят, а с неважными — остаются, меняются,
достигают высот", — это слова опытного преподавателя танго. Под этими
словами подпишутся и многие MLM-тангеры — некоторые и на аудиторию, а
другие — только один на один за кружкой пива / бокалом коктейля. Порой
"людям с хорошими данными" сложно вписаться в жесткую структуру
"сетевого танго" и вместе со всеми осваивать месяцами, шаг за шагом
движения "бизнес-танца". Они уходят. Иногда из бизнеса вообще, иногда в
компанию другого "MLM-стиля", становясь там звездой. Или остаются, и в
итоге, "через тернии" прорываются в звезды здесь.
Мне нравится
зажигательная мелодия аргентинского танго, но нам пора перейти к
другому стилю, который я бы назвал по аналогии, без затей —
"MLM-ИМПРОВИЗАЦИЯ"
"Контактная
импровизация была рождена в начале 70-х американским танцором Стивом
Пэкстоном. С тех пор в Европе и Америке она стала частью
танцевально-двигательной терапии, стилем жизни, методом самопознания и
учебной дисциплиной…"
MLM-стиль, о котором пойдет речь,
родился примерно там же и тогда же — в США 70-х годов. Но для России и
стран СНГ это направление родилось практически самостоятельно, в недрах
российских MLM-структур в середине 90-х.
Менее жесткая
дисциплина (порой, в крайних проявлениях, вплоть до полного отсутствия
оной), и отсюда, в том числе - не 100%-ное посещение школ новичками,
"додумывание" некоторых аспектов технологий, "изобретение велосипеда"
на основе предыдущего, "внесетевого" опыта. То есть бoльшая
вариативность в методах ведения бизнеса (вплоть до полной
импровизации), отсюда более широкая тематика обучения, более
разнообразное стилевое воплощение мероприятий и т.п., и действительно
порой - превращение из "механизма зарабатывания денег" в терапию, стиль
жизни, метод самопознания и учебную дисциплину. Может и не всегда столь
явно, но эти штрихи, уверен, знакомы многим по работе во многих
российских компаниях и структурах зарубежных фирм, достаточно
автономных от "центра". Мягкий подход к потенциальному клиенту или
дистрибьютору и "материнская" опека.
В чем основное отличие контактной импровизации (КИ) от атмосферы милонги, танца в стиле танго?
"В
КИ танцор предоставлен сам себе: он может поддаться на предложение
партнера завалиться налево или кувырнуться направо, а может отказаться,
безвольно стечь на пол…"
Именно об этом и речь. В стиле
"MLM-импровизации" редко удается добиваться жестких обязательств в
отношении следования рекомендациям информационного спонсора. Если
дистрибьютору кажется, что надо сделать "не так, а вот так", он это
делает. И иногда (а на самом деле, учитывая действительно более широкую
вариативность данного стиля - в общем-то, часто) оказывается прав.
"В КИ новичка часто не отличишь от профессионала. В танго же умение приходит самое раннее через полгода упорных тренировок".
И
в "MLM-стилях" это действительно так. Почему? В "MLM-импровизации" вас
не заставляют, в отличие от "MLM-танго", "забыть все, чему вы учились
раньше, до MLM-бизнеса". Отчасти вы делаете то же самое (и почти в том
же стиле), что делали раньше, будучи врачом, учителем, военным,
инженером и т.д. Вы конструируете ваши "движения" в бизнесе из
"блоков", которые у вас под рукой, — те, которые составляли основу
предыдущей деятельности. Естественно, что используя самые сильные свои
стороны, вы даже в начале своей MLM-карьеры в этом случае иногда
выглядите сильнее некоторых MLM-профессионалов, не имеющих вашего
многолетнего опыта, например, в беседах о здоровье клиента.
"В
бальных танцах главное - выучить и правильно выполнять свою роль. В
контактной импровизации нет ролей, ты ничего ни за кем не повторяешь,
от тебя не ждут соответствующего поведения. На этом фоне твои роли
особенно видны. Ты делаешь то, что соответствует твоим привычкам…"
И
я о том же, хотя речь не о танце, а о бизнесе. Еще один аспект этого
стиля — он в большей степени "для внутреннего потребления". Не так
важно, как это выглядит со стороны (хотя выглядит часто очень даже
красиво), важно, что ты при этом чувствуешь. Это подчеркивается и
свободным стилем одежды. В компаниях "в стиле MLM-импровизации" тоже
часто говорят о "внутреннем потреблении", о необязательности продаж и
т.п. Да и одеваются здесь гораздо более "разношерстно", чем
"MLM-тангеры", где отлично отутюженный деловой костюм и четкий набор
бизнес-аксессуаров — непременный атрибут "танца".
"Не понимаю,
почему контактную импровизацию не преподают в наших театральных
училищах?" — возмущается актриса Елена Морозова. Она начала заниматься
два года назад и буквально провалилась в метод, открыла для себя дверцу
в волшебный мир, где все складно и ладно, усталости нет, зато есть
непроизвольная улыбка от уха до уха…"
Если честно, я тоже в
первые два года в MLM не понимал, почему его (а именно этот стиль
"MLM-импровизации") не преподают в ВУЗах и старших классах школы. И
часто слышал подобные вопросы от своих дистрибьюторов. Иногда с
упоминанием пресловутых "дверец в волшебный мир". В итоге на второй год
своего пребывания в роли "спонсора" нашел возможность преподавать
Сетевой Маркетинг как вид малого бизнеса, доступного каждому, в
отдельно взятых ВУЗах и школах.
"ТРЕНИНГ-ДАНС"
В
90-х Сетевой Маркетинг стал для многих настоящим финансовым спасением.
Российский рынок не мог предложить тогда достаточно вакансий, где бы
приложенные знания и усилия оценивались достойно. Сейчас вариантов
сделать хорошую карьеру, особенно у молодежи, или найти работу с
неплохой оплатой относительно легче. Начать собственный бизнес вряд ли
стало легче в сравнении с 90-ми, но уж безопаснее - это точно (сейчас
как что-то малореальное вспоминается вечернее нападение на мой офис и
моих сотрудников вооруженных бандитов в черных масках в 1996-м).
Сетевому Маркетингу и Прямым продажам с точки зрения конкуренции ("за народ") приходится гораздо сложнее.
В
тоже время с бoльшей конкуренцией сталкиваются совершенно уникальные
как вид продукты большинства MLM-компаний: биологически активные
добавки (БАДы), медицинские приборы индивидуального использования,
натуральная косметика и т.п. широко представлены в аптеках и
специализированных магазинах, ведется массированная реклама,
высокотехнологичные и наукоемкие находки одной компании быстро
копируются конкурентами. В середине 90-х, помню, мы проводили целые
школы о полезных свойствах "коэнзима Q10" и его уникальности ("Только у
нас!"). Сейчас, наверное, только ленивая косметическая компания не
добавляет его в свои продукты, а ТВ через рекламу давно "просветило"
всех о "крутости" Q10 и Q10+.
Развивается сервис, системы доставки, в том числе "от двери к двери".
Очевидно,
что Сетевой Маркетинг прошел этап, когда можно было с хорошей
эффективностью предлагать "работу в MLM" и "доступ к спецскладу для
избранных". Хотя классный профессионал и сегодня отлично разложит
преимущества сетевого бизнеса и уникальных продуктов/услуг. Но этого
для сохранения хороших темпов роста многим сегодня может и не хватить.
Что еще может предложить наша индустрия и каждый из нас "людям с улицы" сегодня?
Обучение
и "драйв". Мы и раньше продавали возможности обучения (не только и не
столько теоретического, а обретения особых навыков) и особую атмосферу
в MLM. Сейчас просто это стало более востребованным.
Посмотрите,
как, даже судя по увеличению рекламных предложений, развивается рынок
платного обучения и тренингов. Как растут клубы по интересам и армия
психологов.
А танцы (нет, мы о них не забыли)? Вывод в
многократно цитированной мной статье в бизнес-журнале об этой моде и
феномене уложился в одну фразу:
"Социальные танцы созданы для тренировки навыков общения".
А
Сетевой Маркетинг? Сотни моих знакомых улучшили эти навыки благодаря
MLM. Но спектр навыков, которыми можно овладеть в сетевом бизнесе,
значительно шире. И главный из них - навык в любом возрасте осваивать
новые знания и умения, будь то личные продажи или работа с Интернет,
искусство публичных выступлений или работа над собственным имиджем (и
даже брендом). И делать это увлеченно и с одновременным применением на
практике. Да еще и почти сразу начиная обучать своих дистрибьюторов,
порой менее "продвинутых", но не менее талантливых. Кроме того, за это
еще и деньги платят! И это, конечно же, крайне важно…
Уникальное
обучение и особый "драйв" - вот нынешние конкурентные преимущества
Сетевого Маркетинга. Предложение освоить "сетевой бизнес-танец" для
некоторых сегодня окажется предпочтительней получения "работы в MLM".
"ТАНЦУЮТ ВСЕ!"
Начав
размышлять над темой этой статьи с заумных сопоставлений и парадоксов,
в процессе ее написания я получил массу удовольствия и положительных
эмоций. Да и как могло быть иначе: когда пишешь о танцах, в голове
постоянно звучит танцевальная музыка, да и сами слова "танец", "танго",
"импровизация" вызывают положительные эмоции. Я люблю танцы (правда,
мастером себя не назову). Я люблю MLM-бизнес (здесь мастером меня
называют другие). Теперь, к концу статьи, уже полюбил образ Танца для
Сетевого Маркетинга.
Желаю и вам получить удовольствие (а впоследствии - и практическую пользу) и от чтения этого материала, и от его осмысления.
Танцуйте
танец под названием MLM! Не столь важно в каком "стиле" - важно, чтобы
этот стиль подходил для вас. Танцуйте и добивайтесь высот в своем
"направлении", и пусть на вас свысока или с непониманием смотрят
представители другого "MLM-стиля".
Танцуйте танец MLM, получайте удовольствие… И деньги!