Конечно, всегда были и будут люди,
которые с подозрительностью относятся к простоте, незамысловатости
сетевого маркетинга, ограниченности его средств, механистичности
методов (а кто-то и просто будет скрывать под этим собственный страх).
Но как мы увидели, эта простота является следствием высокого уровня
унификации и систематизации бизнеса. Такова общая тенденция,
характеризующая нашу эру технического прогресса. И это неудивительно,
ведь по мере развития технологий становится возможным автоматизировать
все больше функций, которые раньше выполнялись человеком; в результате,
какие-то профессии и области деятельности неизбежно изменяют
традиционные очертания - что-то меняется, что-то упрощается, что-то
исчезает совсем. Название этому явлению лишь одно - прогресс.
Проиллюстрируем
это тем, что произошло в такой области деятельности, как
фотографирование. Еще каких-то лет пятьдесят назад заниматься им было
немыслимо, не обладая соответствующей квалификацией, набором
специальных навыков и определенным техническим оснащением. Но прошло
совсем немного времени, и ситуация коренным образом изменилась -
дешевые автоматические фотоаппараты и сети фотоателье, покрывшие мир,
сделали фотографирование доступным буквально всем и каждому. Нет,
профессия фотографа не канула в лету - но она заметно отошла на второй
план, стала менее насущной, в чем-то отчасти раритетной. А что, в
сущности, произошло? Возник единый системный подход, комплексные
пользовательские решения и соответствующая инфраструктура. В результате
сегодня делать фотографии можно так же легко, как смотреть телевизор.
Несерьезная революция фотографирования превратился его в по-настоящему
массовое явление.
Стоит ли удивляться, что подобная революция
произошла и в мире частного бизнеса? Вспомним, что сетевой маркетинг
возник и развился в стране с наиболее развитой транспортной,
коммуникационной и финансовой инфраструкторой. Этот бизнес мог
появиться только в новое время, когда технологии и
социально-экономическая система достигли необходимого уровня. Как
только этот уровень был достигнут, сетевой маркетинг стал его естественным результатом и следствием.
Следующей
стадией этой эволюции стало возникновение Интернета, который придал
сетевому маркетингу новый мощный импульс. Фактически, мы наблюдаем
сейчас ни что иное, как второе рождение многоуровневой идеи. Именно
Интернет на технологическом уровне воплотил экономическую философию
сетевого маркетинга. Концепции Интернета и сетевого маркетинга
совпадают - объединять большие массы людей в единую среду, в которой и
посредством которой свободно распространяются товары и услуги. Именно в
этом состоит смысл сетевого маркетинга, и это же было достигнуто в
виртуальном пространстве, что сделало Интернет и сетевой маркетинг
явлениями родственными. Как точно заметила Рене Ярнелл: "Интернет
словно специально создан для сетевого маркетинга". Уже сегодня любой
владелец более-менее посещаемого ресурса может эффективно расширять
свой даунлайн без непосредственного участия, при помощи одного
Интернета - для этого нужно лишь подписать контракт с современной
компанией СМ, предоставляющей Интернет-инструменты для бизнеса. Разве
это не замечательная бизнес-возможность, ярко характеризующая начало
информационной эры? Радует, что сегодня уже и в нашей стране есть люди,
эффективно использующие эти возможности.
В свете всего
сказанного становится ясно, что будущее за комплексными системными
решениями, ориентированными на массового пользователя. Это одинаково
справедливо как для сферы технологий, так и для других областей
человеческой деятельности - а сетевой маркетинг, как известно,
представляет собой замечательный синтез технологии с человеческим
общением. Как когда-то стали достоянием миллионов фотоаппараты и
персональные компьютеры, так уверенно и бесповоротно входят в мир
простых людей бизнес-возможности, теряя при этом ровно столько
серьезности, сколько необходимо для того, чтобы стать явлением
по-настоящему глобальным. Многоуровневая концепция произвела и
продолжает производить в мире бизнеса кардинальные перемены, и с ее
появлением этот мир только обогатился, но никак не обеднел.
Революция продолжается
Конечно, вопрос о том, можно ли называть сетевой маркетинг
бизнесом или нет, вовсе не так принципиален, как кажется - в конце
концов, это не более чем вопрос терминологии. Но факт остается фактом:
концепция сетевого маркетинга опережает свободный бизнес сразу по
многим показателям - по уровню предъявляемых к индивидууму требованиям,
по стабильности дохода, а также по его теоретически возможному
максимальному пределу, который в сетевом маркетинге вообще отсутствует.
И если еще вчера дельцы свободного бизнеса могла гордиться своим
привилегированным положением, то сегодня домохозяйки, учителя и
студенты, вооруженные системными решениями сетевого маркетинга, ощутимо
теснят эту элиту с ее постамента. И действительно, что может быть
проще, чем посильное участие в многоуровневых планах? Реформированный
сетевым маркетингом, мир бизнеса приблизился к простому человеку как
никогда, дав ему невиданные доселе возможности и перспективы.
Интересно, что и сам простой человек еще не до конца осознал это. Это
действительно революция, которую мир традиционного бизнеса все еще
большей частью игнорирует, но плоды которой тем временем жнут те самые
домохозяйки и студенты.
Как мы увидели, реалии, в которых
появился и в которых развивается сегодня сетевой маркетинг, не только
не противоречат общим реалиям - экономическим, социальным,
информационным - но и вытекают из них самым прямым образом. Логика
развития сетевого бизнеса диктуется самой логикой развития общества, и
по мере того как будут развиваться транспортные, коммуникационные и
финансовые сети, а также связи между странами и отдельными людьми;
другими словами, по мере того как мир будет становиться все более
глобальным, будет развиваться и сетевой маркетинг, все более и более
демократизуя сферу бизнеса, делая ее более доступной для всех
социальных групп. Этот процесс закономерен, и вряд ли что-либо может
ему воспрепятствовать. Наоборот, присоединиться к нему - экономически
верный шаг для любого, желающего идти в ногу со временем.
Нет ни
малейшего сомнения, что мир экономических взаимоотношений ожидают
кардинальные перемены. Ричард По в своей замечательной книге "Четвертая
волна: сетевой маркетинг в 21-м веке" рассказывает историю о
бизнес-консультанте, который еще в середине 90-х годов предупреждал
своих клиентов, владельцев крупных компаний, что уже очень скоро им
придется выдерживать жесточайшую конкуренцию со стороны сетевого
маркетинга и электронной коммерции. Тогда эти клиенты лишь отмахнулись
от такого, по их мнению, несерьезного предупреждения. Прошло каких-то
несколько лет, и они, не на шутку обеспокоенные, пришли к этому
консультанту с одним вопросом: что делать? Конкуренты, вооружившись
сетевыми и электронными средствами, развиваются динамичнее, охватывают
рынки быстрее и полнее, показывают лучшие показатели роста.
Вот
они, ростки нового рынка. Сетевой маркетинг и Интернет-коммерция - два
колеса экономики завтрашнего дня, и все больше людей понимают это уже в
настоящем. А что, собственно, происходит? И сетевой маркетинг, и
Интернет-коммерция (а также добавим сюда и франчайзинг) ориентированы
именно на массового пользователя, для которого они разворачивают целые
арсеналы самых разнообразных средств экономической активности. В этом
смысле и сетевой маркетинг, и электронная коммерция - два фланга одной
тенденции, которая состоит в выдвижении на передний план экономики
индивидуума - человека, действующего независимо, осознанно,
информированно, вооруженного всем спектром самых современных
инструментов и технологий. Это подтверждает тот факт, что, например, в
США уже 20% работающих граждан являются владельцами собственного дела,
и эта цифра растет с каждым годом. Сетевой маркетинг на его современной
стадии развития находится на гребне этой волны, синтезируя все лучшие
маркетинговые, психологические, информационные, технологические решения.
Чего
можно ожидать от недалекого будущего? Пройдет совсем немного времени, и
люди будут заниматься сетевым маркетингом так же естественно, как
сегодня они ходят в магазин или в гости. Компании-ядра, объединенные с
индивидуальными партнерами, выйдут на передний план по всему фронту
экономики, оставляя в прошлом прежние методы. А затем исчезнет и само
понятие сетевого маркетинга, потому что когда подавляющее большинство
предприятий возьмет на вооружение те или иные многоуровневые методы,
сетевой маркетинг перестанет осознаваться как нечто, существующее
отдельно. Когда это произойдет, неминуемо изменится и практика
менеджмента, и корпоративная этика, и философия бизнеса как таковая. И
тогда представление о том, каким должен быть "настоящий бизнесмен",
больше не будет сводиться к устойчивым стереотипам - оно, во-первых,
расширится, и, во-вторых, демократизуется, приблизившись к
общечеловеческому уровню, к уровню нормы повседневного поведения. Те,
кто внимательно следит за происходящим, видят, что в сетевом маркетинге
эта норма была достигнута уже много лет назад.
А пока эти
тенденции постепенно изменяют мир, мы, пионеры пока еще несерьезного
бизнеса, будем делать его деловой маркой дня сегодняшнего.