"Меня критикуют, следовательно я существую" Э.Золя Понимал жизнь
французский классик. Критика - это оружие зависти, а завидовать пустому
месту - нельзя. Тема этой статьи - сетевой маркетинг - сфера
деятельности, в адрес которой отзывов, как положительных, так и
отрицательных, уже поступило бесчисленное множество. Какова их
объективность? Действительно ли объявления, приглашающие на работу в
организации данного профиля, заслуживают только отправки в мусорную
корзину, или они всё-таки достойны более пристального внимания? Что
представляет собой деятельность организаций рассматриваемой сферы?
Начнём наш рассказ с объяснения самого названия, столь современного и
малознакомого - сетевой маркетинг.
Термин "маркетинг" происходит
от английского "market" - рынок. Означает он процесс определения
желаний покупателя и направление потока товаров и услуг для
удовлетворения этого спроса (Эдвин Дж. Долан "Микро-экономика") или
комплекс действий, предпринимаемый фирмами для реализации своей
продукции на рынке. Определение "сетевой" означает, что для реализации
продукции в данном случае используются сети поставщиков -
распространителей продукции. Сеть состоит из нескольких уровней, на
каждом из которых происходит передача и распределение товаров на более
мелкие партии. На последнем уровне товары доставляются непосредственно
конечному потребителю. И именно здесь образуется основная масса
трудовых вакансий.
Известный и применяемый ещё с древних
времён, этот способ в последние годы получил современное название и
новую интерпретацию. Характерной её особенностью является использование
в качестве звеньев не предприятий или прочих юридических лиц, а
конкретных сотрудников - лиц физических. Отсюда вытекает следующее
свойство сетевого маркетинга: подавляющее большинство издержек в нём
приходится на зарплату распространителей.
Родина его
современной интерпретации - Соединённые Штаты. Дата рождения - начало
80-х годов ХХ века. Благодаря этой новой интерпретации сетевой
маркетинг уже успел стать неотъемлемой частью экономики множества стран
и влияние его неуклонно продолжает усиливаться. С каждым годом
расширяется сфера и ареал его применения. Быстрота его стремительного
распространения обусловлена высокой экономической эффективностью. Ибо
успешно завоёвывать рынки и развивать собственное дело способны только
очень неглупые люди. Древнеиндийская Бходжапрабандха гласит: "Бесчестье
предпочитая, честью пренебрегая, свою выгоду извлекает мудрый, ибо
губить выгоду - глупость".
Каковы причины столь высокой
эффективности сетевого маркетинга? Очевидно, что они кроются в
специфике структуры его затрат. Благодаря отсутствию таких внушительных
затратных статей, как арендная плата за торговую площадь и покупка
торгового оборудования, содержание охраны и другого обслуживающего
персонала и прочих, в предприятиях сетевого маркетинга достигается
значительное сокращение производимых издержек. Повышается экономическая
эффективность также благодаря высокой степени экономии на масштабе в
этой отрасли - схема её быстрее позволяет производить реализацию товара
крупными партиями. Есть и ещё одна, очень немаловажная статья -
величина налоговых платежей, позволяющая фирмам, занимающимся сетевым
маркетингом, добиваться дополнительной экономии по сравнению с
предприятиями традиционной торговли. Не секрет, что при действующем в
России налоговом законодательстве предприятия любой отрасли стремятся
минимизировать сумму налоговых отчислений. И именно в сфере сетевого
маркетинга для этого предоставляются наиболее благоприятные
возможности. Таковы главные составляющие успеха данной
предпринимательской отрасли сегодня. Но поскольку трудоустройство -
вопрос, решение которого следует ориентировать главным образом на
перспективу, пришла пора на время отвлечься от стремительно
ускользающего настоящего, дабы определить, каким для сетевого
маркетинга окажется неотдалённое будущее.
"Экономикс"
Макконнелла утверждает, что в постиндустриальной экономике (это та
самая, к которой мы теперь движемся, вместо коммунизма) большая часть
ВВП (валового внутреннего продукта) будет приходиться на продукцию
сферы услуг. Причём часть эта будет неуклонно увеличиваться. А сетевой маркетинг
как раз и относится к сфере услуг, более того, услуг
индивидуализированных - торговый агент доставляет продукцию каждому
покупателю, даёт подробную консультацию и индивидуальную рекламу - то
есть к той области экономики, в которой в ближайшее время планируется
наибольший рост. Кроме того, необходимо отметить, что эффективность его
использования увеличивается вместе с повышением уровня альтернативных
маркетинговых затрат (арендной платы, лицензирования, рекламных
расходов и т. д.). В нашей жизни это скорее правило, чем случайность.
Так что будущее у сетевого маркетинга есть.
Тем не менее (или поэтому) сетевой маркетинг
ругают. Ругают много и ругают безжалостно. Вопрос - насколько
справедливо его ругают и почему. Без огня, как известно, дыма не
наблюдается. И определённые основания для критики сетевого маркетинга
есть. Но здесь важно предельно четко и правильно разделять критику,
направленную против существования данного вида деятельности и
профессиональной занятости в нём вообще, от критики, вызванной
злоупотреблениями отдельных фирм этой отрасли или организаций, "похожих
на её представителей". Почему это важно и для чего, мы сейчас наглядно
продемонстрируем.
Примером организаций, "похожих на
представителей" сетевого маркетинга, являются "пирамиды". Они,
привлекают в свои ряды так называемых сотрудников, предлагая им
заключить своеобразный "трудовой договор". Суть его в том, что за право
деятельности в данной организации будущий "сотрудник" должен заплатить
некоторую сумму денег. После этого вся его последующая деятельность,
будет заключаться в поиске и привлечении следующих таких же
"сотрудников". А его доход будет складываться из отчислений с
уплаченных по их "трудовым договорам" средств. Для сглаживания
возникающих в таких случаях противоречий с законом подобными
"компаниями" используется версия о распространении какой-нибудь, часто
формальной, продукции. Вследствие этого не слишком утомляющая себя
подтверждением достоверности молва и относит такие "организации" к
сфере сетевого маркетинга.
Другое дело, что существуют
огульные и необоснованные обвинения в том, что профессия эта
неквалифицированная и бесперспективная, что научиться там нечему, а
работа - на износ. На эти обвинения у сетевого маркетинга есть
достойный и адекватный ответ. Ключ к нему - применение сдельной оплаты.
В этом случае, взяв человека с улицы, прогадать никто не рискует. А вот
стать хорошим торговым агентом может далеко не каждый. Для этого надо
иметь определённые качества: энергичность и целеустремлённость,
настойчивость и ответственность, общительность и тактичность. Те, кто
ими обладает или смогли ими овладеть, продавать могут куда больше
других, а значит и деньги хорошие зарабатывать. Платят в сетевом
маркетинге сразу и без задержек!
Теперь о том, чему такая
работа научить может. Специфика её в том заключается, что работникам
сетевого маркетинга приходится иметь много непосредственных контактов с
людьми и от их успеха напрямую зависит эффективность работы. Это
означает, что работая с головой можно отлично обучиться искусству
убеждающего и делового общения. Выработать безукоризненную вежливость в
сочетании с твёрдой уверенностью в себе. Неизбежно приобрести
неоценимый опыт прикладной практической психологии. А ваша записная
книжка пополнится множеством полезнейших телефонов... Это наверняка
будет нужным не только для профессиональной карьеры, но и для всей
предстоящей жизни. Подарит вам эта профессия и ещё одно не малоценное
умение - улыбаться. Ибо не зря гласит китайская мудрость: "Тот, кто не
умеет улыбаться, не должен заниматься торговлей".
Наконец, кто
ругает и почему. Во-первых, жертвы "пирамид" и собственной
неосведомлённости. Ругают и те, кто попробовал, но не смог работать.
Вторят им граждане, оправдывающие свою боязнь потерять привычное, с
нищенской зарплатой место. И если в упрёках одних - гнев на тех, кто
сумел воспользоваться их простодушием, то в упрёках других звучит не
что иное, как боль от собственной неполноценности и проявленной
некомпетентности.
В заключение считаю нужным сказать: сетевой
маркетинг - понятие очень объёмное и многогранное, не заслуживающее
однозначно положительного или отрицательного к себе отношения.
Поскольку объём предлагаемых его работодателями вакансий очень велик, а
возможность попробовать там себя имеет почти каждый, подробная и
достоверная информация о нём, думается, будет полезной для многих наших
читателей. Чтобы удовлетворить их интерес, "Работа & Зарплата"
планирует продолжать публикации на эту тему. Мы расскажем вам о том,
как извлечь максимальную пользу из работы в этой системе. В отдельных
статьях будут рассмотрены правовые и юридические аспекты данного вида
деятельности. Будет рассказано, как отличить нормальную фирму от
компании-"пирамиды". Из дальнейших наших публикаций вы сможете узнать и
о других полезных и интересных вещах. Тем же, у кого одно
словосочетание "сетевой маркетинг"
продолжает вызывать страх, напомню слова Виссариона Григорьевича
Белинского: "Человек страшится только того, чего не знает, знанием
побеждается всякий страх".