Определяясь с выбором вида деятельности, целесообразно знать основные
мега-тенденции в мировой экономике, т.е. те отрасли, в которых
намечается самый большой рост товарооборота, те услуги и товары,
которые будут иметь самый большой спрос не только на ближайший период,
но и на отдаленный - 5-10 лет и более. На рубеже XX и XXI веков такая
мега-тенденция стала проявляться в индустрии Wellness (от английского
well - хорошо).
Что такое Wellness?
Wellness Industry
("индустрия здорового образа жизни") возникла в начале 80-х годов XX
века. Это - косметология, пластическая хирургия, производство различных
витаминов, различные способы омоложения и замедления процессов старения
и т.п. В индустрии Wellness тогда вращалось примерно 15-20 миллиардов
долларов.
Сейчас ежегодный оборот отрасли составляет в 425 миллиардов долларов (в США - 200 миллиардов).
Wellness выходит сейчас на первое место в мире по уровню коммерческого оборота и популярности у клиентов.
Wellness постепенно, но уверенно начинает доминировать над сектором hi-tech.
По прогнозам аналитиков, в 2010 году в этой индустрии будет задействован 1 триллион долларов.
Пол
Пилзер (Paul Zane Pilzer) - всемирно известный экономист и аналитик,
мультимиллионер, сделавший состояние на разработке программного
обеспечения, университетский профессор, экономический советник двух
американских Президентов, книги которого газета Нью-Йорк Таймс три раза
признавала бестселлерами.
Пилзер был полон решимости добиться
успеха уже в юности, когда закончил колледж всего за три года и получил
университетский диплом в 22 года всего после 15 месяцев обучения. В
возрасте 24 лет он был назначен доцентом Нью-Йоркского университета,
где преподавал в течение 20 лет. Став самым молодым сотрудником
Сити-банка в 22 года и его самым молодым вице-президентом в 25 лет,
Пилзер одновременно стал разрабатывать несколько самостоятельных
проектов, которые принесли ему первый миллион долларов в 26 лет и
первые 10 млн., когда ему еще не исполнилось 30 лет. Пилзер был
комментатором на Национальном Радио и CNN, а также экономическим
советником двух американских президентов. Пол Пилзер является автором
нескольких очень популярных книг: "Деньги других людей" (издана в 1989
г.), "Бесконечное богатство" (1990-1994 гг.), "Бог хочет видеть тебя
богатым" (1995-1997 гг). В своей книге "Следующий триллион", изданной в
2001 году, Пилзер рассматривает новую индустрию оздоровления
"Wellness-Industry", которая вскоре станет 1/7 частью американской
экономики - ее "следующим триллионом". Это будет отрасль, в которой
будут создаваться богатства нового тысячелетия. ________________________________________
Фрагмент выступления Пола Пилзера в Лос-Анжелесе (март 2002 г.)
Я
занимаюсь изучением рассматриваемой проблемы последние 6 лет. И я могу
с уверенностью сказать, что проблема эта не медицинская и не
биологическая, а экономическая.
61% американцев имеют
избыточный вес ("избыточный" - как минимум на 15 кг больше
физиологической нормы), из них 27% - клинические случаи (т.е. такой вес
уже представляет угрозу для здоровья и жизни), которые часто приводят к
заболеванию сахарным диабетом. Сейчас по уровню здоровья населения США
стоит в одном ряду со странами третьего мира. Достаточно вспомнить, что
в 80-е годы XX века только 30% населения США страдали избыточным весом,
из которых 13% - клинические случаи.
Еще 30 лет назад
социальное происхождение определяло положение в обществе. Теперь это не
так. Сейчас на достижение успеха в жизни во многом влияет наш имидж
здорового и красивого человека. Престижно быть стройным и спортивным.
Теперь полные люди - это бедная часть населения, не имеющая возможности
питаться качественно. А система закусочных "быстрой еды" (Fast Food)
делает свое дело.
Статистика:
Англия: 60% населения - избыточный вес, из них 30% - клинические случаи. Россия: 50% населения - избыточный вес. Аналогичная ситуация - в Германии, Китае, Бразилии и других странах. В
Японии сейчас в два раза больше людей с избыточным весом, чем несколько
десятилетий назад. Причем, данная статистика показывает, что
большинству полных людей 25-30 лет. Люди с лишним весом не могут найти хорошую работу, партнера в жизни, - и именно по причине своей чрезмерной полноты.
О питании "Фаст Фуд":
Законы
массового маркетинга говорят, что легче продавать больше продуктов уже
существующим клиентам, нежели искать новых. Чипсы, гамбургеры,
калорийные напитки - 90% этой продукции постоянно покупают 10-20%
населения. Когда люди набирают 20% лишнего веса, они начинают на 40%
больше использовать продукты "Фаст Фуд". Нетрудно понять, что процесс
этот не останавливается и возникает порочный круг. Это всё просчитано
производителями "Фаст Фуд". Можно съесть один банан, два или три. То же
можно сказать о яблоках или апельсинах. Когда наступает насыщение, нам
более уже не хочется - организм насытился. А вот чипсы изменены
химически - ими насытиться невозможно, их хочется всегда. Такой подход
к производству "массового питания" придумали табачные компании. Это они
скупили все эти "Фаст Фуд". Флип Моррис - крупнейшая такая компания.
Медико-биологические данные:
Люди,
возглавляющие пищевые компании, - просто дети по сравнению с теми, кто
возглавляет медицинские компании. Из 10 триллионов долларов ежегодного
товарооборота США на продукты питания приходится 1 триллион, а на
медикаменты и лекарства - 1,5 триллиона. Сейчас медицина лечит в
основном симптомы, а не саму болезнь или ее причины. Сто лет назад
медицина была совсем другой, врачи были "семейными", они знали о Вас и
Вашей семье всё. Теперь же лечить симптомы - экономически выгоднее.
Врачей и традиционную медицину никто не осуждает, они - коммерсанты,
они вкладывают деньги, чтобы получить максимальный доход. Им выгодно,
чтобы мы жили долго и чтобы мы часто обращались к ним, покупали
лекарства и т.п.
Система медицинского страхования:
Медицинскую
страховку платит наш работодатель. Раньше люди работали на одну
компанию всю свою жизнь. Теперь - в среднем 1,4 года. Так зачем
нанимателю заниматься страхованием нашего здоровья, ведь Вы же не
будете у него работать 15-20 лет, Вас выгоднее просто "спихнуть" другим
компаниям и забыть. А тем временем уже через 20 лет на такой пище
("Фаст Фуд") люди становятся просто развалинами.
Зарождение мега-тенденции:
Я всегда задавался вопросом - почему в Южной Калифорнии меньше полных людей, чем, скажем, в других районах Соединенных Штатов?
Всем
известно, что Южная Калифорния - место, где живут довольно
состоятельные люди, а они больше следят за своим здоровьем и внешним
видом, и едят они не что попало. Массовый же рынок питания показывает
нам совершенно другие последствия.
В начале 80-х годов XX века
возникла так называемая "индустрия здорового образа жизни" (Wellness
Industry). Это - косметология, пластическая хирургия, производство
различных витаминов, различные способы омоложения и замедления
процессов старения и т.п. В этой индустрии тогда вращалось примерно
15-20 миллиардов долларов, теперь эта сумма составляет 200 миллиардов.
И
мы ясно видим ТЕНДЕНЦИЮ - к 2010 году в этой индустрии будет
задействован уже 1 триллион долларов. Об этом говорится в моей книге
"Следующий триллион".
Еще 20 лет назад мы не верили, что
сегодня у каждого на столе будет стоять персональный компьютер. С конца
80-х годов до конца 90-х в мире доминировала индустрия "хай-тек"
(hi-tech) и всё, что с нею связано - полупроводниковые технологии,
программное обеспечение, Интернет, связь, коммуникации. Теперь основная
масса финансовых ресурсов планеты начнет перетекать в индустрию
"хай-тач" (hi-touch) - Wellness Industry.
Baby-Boom:
Почему мы выйдем на 1 триллион долларов?
После
второй мировой войны с фронта вернулось много мужчин, в результате чего
в Европе и США произошел взрыв рождаемости. Появилось так называемое
поколение "Бэби-Бум" (baby-boom) - люди, которые родились примерно с
1946 по 1966 год. Их количество составляет примерно 28% населения
развитых стран. И у них сосредоточено около 50% денег - так как они
обладают необходимым опытом, достатком, весом в обществе и достигли
определенного успеха. И "детей Бэби-Бума" становится всё больше. Это -
и мы с вами.
В 1974 году в английском языке появилось понятие
"ретро" - автомобили, музыка, фасоны одежды и пр. повторяют стиль 50-х
годов. Что мы покупаем? То, что нам напоминает о днях нашего детства и
юности. До недавнего времени люди тратили на старые авто до 5
триллионов долларов. Мы исходим из эмоций, ностальгии. Мы
заинтересованы в том, чтобы жить дольше, выглядеть лучше, выглядеть
так, КАК ВЫГЛЯДЕЛИ ТОГДА, В ЮНОСТИ.
Спрос и предложение:
Раньше
были такие понятия как "спрос" и "предложение". Теперь всё меняется.
Сейчас "спрос" - в качественном выражении и "предложение" - тоже в
качественном выражении. Раньше мы просто хотели, чтобы наши дети
получили высшее образование, а сейчас мы хотим, чтобы оно было
качественным. Если у человека есть 10 костюмов, это не значит, что его
потребность в костюмах отпала - это значит, что ему нужен уже костюм не
за $200, а уже за $600, если он может себе это позволить. Из
количественных категорий мы переходим в качественные. Вспомним японскую
электронную индустрию 60-70-х годов. Что представляла собой тогда
продукция SONY? Дешевка! Поэтому такой техникой SONY забила все рынки
далеко за пределами Японии. Но потом SONY поняла, что далее так
поступать нельзя, и они стали выпускать более качественную продукцию. В
прошлом спрос ограничивался количественными показателями, теперь же он
ограничивается показателями качественными. Мы часто недополучаем того
качества, за которое мы готовы и имеем возможность платить. Мы меняем
персональный компьютер. Часто несколько раз в год. Что, компьютер так
быстро устаревает? Нет, мы требуем всё большего, новизны. На самом деле
компьютеры устаревают не за 3 месяца, а быстрее. И происходит это
потому, что эмоционально мы хотим большего, на этом и построена новая
индустрия. Раньше люди покупали стол или стул и 20 лет ими
пользовались. Мы - уже другие. Мы сжимаем время, нам не терпится
получить результаты. В XX веке практически не было такого, чтобы кто-то
тратил деньги на продукты или услуги, чтобы выглядеть моложе.
А как же традиционная медицина?
С
XIII по XIX век до 50% матросов ВМФ Британии ежегодно умирало в море от
цинги. Заметьте - не в бою, а из-за отсутствия витаминов. И это не
рассматривалось как проблема! Только в середине XIX века матросам
начали давать сок цитрусовых. В результате чего КПД британского флота
вырос в 2 раза. Наконец, командование задумалось о здоровье моряков.
"Вот
вы мне это всё говорите, а почему мой врач не может прописать мне
пищевые добавки?", - спросите Вы. Врач не "выпишет" Вам пищевые
добавки, и вот почему. Как готовят врачей? Врач выписывает только то,
что он сам может объяснить. Если он отходит на шаг вправо-влево и
теряет причинно-следственную связь, он начинает чувствовать себя
некомфортно. Лет 150 тому назад медицина США отказалась от народных
средств. Почему? Потому, что они не могли объяснить, "как это
работает". С таблетками и порошками всё понятно. Таблетки убивают,
например, столько-то бактерий в единицу времени. Врачу это понятно. А
травы? А настои? А другие естественные средства? Это уже молекулярная
биология. Врачей никогда не учили, что происходит на молекулярном
уровне. Триллионы молекулярных соединений. Врач даже названий не
запомнит всех, не то чтобы объяснить механизм воздействия.
В
XX веке стали очень быстро появляться новые виды продуктов и услуг, а
теперь мы видим, как появляется мега-тенденция - яхты, машины или
компьютеры по важности вытесняются здоровьем - это действительно то,
что нужно каждому человеку. Нам всем нужно обновление. Обновление на
клеточном уровне.
Paul Zane Pilzer - профессор, экономический советник администрации Президента США.